Адаптация в новом коллективе: социальная и производственная.




Новенький в коллективе
Приход в новый коллектив – это сильнейший стресс для психического состояния человека. Что же сделать, чтобы снизить эту нагрузку? Каждый человек хотя бы раз в своей жизни приходит на новое место работы. Он либо устраивается туда после института, либо меняет старое место на новое.

Практически все начинающие свою работу в новом коллективе сотрудники тяжело переносят этот момент. Именно в этот период все идет не так, как хотелось бы, и простейшие проблемы, с которыми человек раньше сталкивался ежедневно, становятся неразрешимыми. При поступлении на новое место работы сотруднику должен помогать адаптироваться в коллективе менеджер по работе с персоналом. Однако он должен понимать, что лучше, чем он сам, никто этого не сделает.

Новая должность.

Многие руководители компаний считают необходимым дать немного времени новому сотруднику привыкнуть к работе, познакомиться и наладить отношения в коллективе. Но как принято в России и в большинстве европейских стран, сразу происходит «травля» новичков, так называемый моббинг. В этом случае убытки несет непосредственно сама компания. Решением данной проблемы является назначение руководителем ответственного человека (наставника), который будет помогать новичку вникнуть в суть работы и адаптироваться к новому коллективу. Тем самым ускорив время, которое тратит сотрудник, пришедший на работу, чтобы приспособиться, притереться к месту и людям, окружающим его.

Как правило, таким наставником является менеджер по работе с персоналом. Он знакомит новичка с сотрудниками, объясняет правила поведения на рабочем месте, предоставляет всю внутреннюю документацию. Когда новый сотрудник понимает служебную иерархию и какую роль он в ней играет, принимает установленные нормы поведения и ценности компании и начинает им следовать, тогда руководство осознает важность кадровой политики, которая была установлена. Ведь после быстрой адаптации человека на новом месте, он становится максимально полезным для своей организации, и он быстрее и эффективнее всех будет выполнять свои обязанности. Однако не все руководители поступают таким образом.

Часто новый сотрудник остается один на один с решением вопросов организационного и иного характера. В первое время на новичка сваливается огромное количество работы и информации, с которой он зачастую не успевает справиться. При всем этом коллектив не всегда стремится подбодрить и поддержать его. Таким образом страдает и сотрудник, и сама компания. Сотрудник является долгое время для организации бесполезным. Он не справляется с поставленными задачами и получает колоссальное психическое потрясение.

Составные части адаптации и советы по вливанию в новый коллектив.

Трудности в новом коллективе
Адаптация сотрудника, как введения в новый коллектив, состоит из двух основных частей – социальной и производственной. Когда человек отлично знает специфику работы и является профессионалом в своем деле, на адаптацию производственную он потратит значительно меньше времени и сил, нежели это сделает, к примеру, неопытный студент. Гораздо сложнее сотруднику будет влиться в новый коллектив – это социальная часть адаптации. Здесь у новичка возникает намного больше проблем. Человек не умеющий быстро заводить знакомства и налаживать отношения с другими людьми может быть отвергнут коллективом и получить сильную психологическую травму.

Существует множество советов и методик для приспособления человека к новому месту работы. Но, как правило, они разработаны не для России и не всем подходят. Данные руководства в основном предназначены для менеджеров по работе с персоналом, чтобы они могли правильно ввести нового сотрудника в должность, помочь понять суть работы и основные цели, где необходимо заострить внимание и т.д. При этом забывается сам новичок, ради которого потрачено столько времени и сил. Все же некоторые советы являются универсальными. Вот несколько из них:

  • новичку необходимо четко определить для себя сферу своих обязанностей, чтобы ему не пришлось выполнять за других их работу и сконцентрироваться только на своей;
  • сотруднику необходимо вовремя наладить отношения с коллективом, в который он пришел, где в дальнейшем ему придется работать и решать рабочие вопросы, тем самым сэкономив время и свои нервы;
  • сотрудник должен понимать обязанности окружающих его коллег, чтобы можно было обратиться к ним с вопросами, за которые ответственны именно они;
  • каждый сотрудник, в том числе и новый, должен вести себя с коллективом вежливо, доброжелательно и с уважением, в не зависимости от занимаемой им должности. Это поможет добиться быстрого расположения к себе;
  • важно помнить, что работа есть работа, а не место где можно решать проблемы личного характера. Не стоит быть излишне откровенным с окружающими и загружать их лишней ненужной информацией;
  • лесть перед руководством – это очень раздражающий фактор. Старайтесь избегать ее;
  • новый сотрудник должен быть активным и легко налаживать контакты. Он должен активно участвовать в жизни коллектива.

Самое главное новичку верить в себя. Ведь все мы когда-то устраивались на новое место работы.